Вчера в Каннах торжественно открылся 77-й международный кинофестиваль. Казалось бы, всё как всегда: красная дорожка, сверкающие платья, обтянутые смокингами актёры, вспышки фотокамер, гламур и блеск, которому с готовностью отдаются репортажи со всего мира. Кто пришёл, как был одет, кто нарушил дресс-код, какие туфли, какие бриллианты — мишура, к которой публика давно привыкла. И которая неизменно отвлекает от главного — того, ради чего фестиваль вообще существует.
Однако за яркой оболочкой есть и другое — содержательное, подлинное. И хорошо, что находятся те, кто говорит об этом. Среди них — режиссёр, продюсер, медиаменеджер Александр Роднянский, присутствующий в Каннах с первых часов фестиваля.
Канны-2025: с чего всё началось
Первый день кинофестиваля оказался не просто насыщенным, но и заявляющим о серьёзных темах. С утра — акцент на войне в Украине: в рамках фестиваля состоялся специальный показ трёх документальных фильмов, посвящённых именно ей. В одном из них — «Зеленский. Портрет в кризисе» — принял участие и сам Роднянский. Авторы картины — Ив Жьолан, Лиза Вапне и Ариан Шемен — подробно исследовали образ украинского президента через призму происходящих событий.
Другие два фильма — «2000 метров до Андреевки» Мстислава Чернова, получивший ранее награду за лучшую режиссуру на Sundance, и «Наша война» Бернара-Анри Леви — также вызвали живой отклик у зрителей. Канны снова подтвердили: политическая и гуманитарная повестка здесь по-прежнему неотделима от мира искусства.
Роберт Де Ниро: «Искусство — это угроза для автократов»
А вечером — церемония открытия. Короткая, строгая, по-каннски выверенная. Но в центре её оказался один из главных героев мирового кино — Роберт Де Ниро. Из рук Леонардо Ди Каприо он получил Золотую пальмовую ветвь за вклад в кино. И в своей речи вышел далеко за пределы формальностей.
«В моей стране мы сражаемся как в аду за демократию, которую когда-то считали само собой разумеющейся», — начал актёр, имея в виду тревожные процессы в США.
Зал Grand Lumière аплодировал, когда он продолжил:
«Искусство объединяет. Оно принимает разнообразие, оно ищет истину. Вот почему искусство — это угроза. Именно поэтому мы — угроза для автократов и фашистов».Де Ниро жёстко прошёлся по американским властям и действующему руководству:
«Американский обыватель-президент назначил себя главой одного из наших ведущих культурных учреждений — Центра Кеннеди. Он сократил финансирование и поддержку искусства, гуманитарных наук и образования».А затем обратился ко всем с прямым призывом:
«Пришло время действовать. Без насилия, но с решимостью. Протестовать. Голосовать. Отстаивать свободу. Liberté, Égalité, Fraternité».
Слово Тарантино — фестиваль открыт
После эмоционального выступления Де Ниро слово взял Квентин Тарантино. Он и объявил фестиваль официально открытым. Канны-2025 начались — с фильмов, жестов солидарности, больших слов и больших личностей.
Александр Роднянский пообещал делиться своими наблюдениями на протяжении всех 11 дней фестиваля. Хочется верить, что за внешней мишурой публика не пропустит главное — силу кино как искусства, которое по-прежнему способно говорить о том, что действительно важно.