Когда-то Ника Белоцерковская и Ксения Собчак были близкими подругами. Их объединяли общие интересы, светские круги и, казалось бы, схожие взгляды на происходящее. Однако война России против Украины стала поворотной точкой, обнажившей несовместимость их жизненных позиций.
Вероника Белоцерковская, журналист, кулинарный блогер и ресторатор, родилась в Одессе, долгое время жила и работала в России. Она была главным редактором журнала «Собака.ru», писала кулинарные книги, дружила с Ксенией Собчак и Сергеем Шнуровым. Но после начала войны Ника приняла радикальное решение: уехала во Францию и заняла открытую антивоенную позицию.
Собчак же осталась в России, продолжив жить и работать так, будто ничего не произошло. Для Белоцерковской этот выбор стал символом моральной капитуляции перед режимом, который она публично осуждает.
Вероника Белоцерковская стала одной из первых публичных личностей, против которых в России возбудили уголовное дело по новой статье о «дискредитации» армии. С марта по апрель 2022 года она публиковала в своих соцсетях посты, осуждающие действия российских властей и так называемую «спецоперацию».
В результате Басманный суд Москвы заочно приговорил Белоцерковскую к девяти годам лишения свободы, что стало самым суровым наказанием по этой статье. Суд также постановил арестовать её имущество на сумму 153 млн рублей и запретил администрировать интернет-страницы на пять лет.
Белоцерковская отреагировала на приговор с иронией: «Пребываю, с одной стороны, в недоумении, а с другой — конечно, горжусь. Какая же я опасная! Инстагрешница!»
Особое место в публичных высказываниях Белоцерковской занимает критика Ксении Собчак. Ника называет её действия циничной маскировкой: помощь жителям Белгорода и Курска в виде «благотворительных инициатив» она воспринимает как попытку скрыть истинное лицо режима.
Внезапно.
Не ожидала что придется просить тут помощи и продержки.
Не пугайтесь, не материальной.
Тут пока справляюсь сама.
Но сразу предупреждаю, прежде чем прочитать тот ужас (в карусели)…
Возьмите самые большие носовые платки и запаситесь нечеловеческим мужеством.
Эти две невыносимых истории, что разорвут ваши сердечки (тм) в самые мелкие клочья.
Я даже готова была им помочь, но, увы, мои счета арестованы за гнусную ложь о Буче и Мариуполе.А, если серьезно. Вот я уже час вых…ть не могу от этого, уже измеряемого исключительно в космических величинах, цинизма.
Ксения Анатольевна, уже прочно застолбившая за собой (помимо всех прочих почетных регалий на благодатно опустевшей поляне), звонкое имя главной благотворительницы, пишет сегодня в своем телеграме истории — Кати и Жени из Белгорода и Наташи и Димы из Курска. Я прочитала три раза.
Нет, конечно, я тоже считаю, что главный смысл в постмодернисткой иронии это возможность уходить от ответа. И цинизм, как признак своей моральной мутации — это лишь мимикрия и выживаемость. И страшно. Вдруг, те деньги, которые ты получаешь от людоедов за свою сытую жизнь потом превратятся…
Ай. Отвлеклась.Вернемся.
А давайте-ка, тоже в целях благотворительности, накидаем Кате и Жене (Белгород) и Наташе и Диме (Курск) чуть-чуть историй с, само собой, не такой концентрацией драмы, но может ребятам станет чуть легче.
Кто тут у меня из «фейкового» Мариуполя, кто из Ирпеня и Изюма, кто из той самой Бучи (шедевра английской театральной драматургии на выезде)?
Вдруг, Ксении и ее подопечным станет чуть легче.О! Чуть не забыла!
Про Бучу. Когда мой чудесный приятель и великий фотограф Антуан Д’Агата там оказался и снимал пыточные я долго потом не могла понять, что меня так смущало.
А нафига вообще сейчас кого-то пытать из местных жителей? Что они ценного могут рассказать при том доступе к действительно ценной военной информации. Все объяснил мне мой друг, их первыми отправляли на зачистку уже оставленной территории.
Главный вопрос, интересовавший «освободителей» — ГДЕ ЗОЛОТО?А Ксении, конечно, респект.
Ангелы уже на входе стоят с караваями и карамелью и с нетерпением ждут все ее святое семейство.
Для Ники такой подход равносилен предательству собственных принципов. Она напоминает, что Собчак когда-то выходила на Болотную площадь, выступая против власти, но теперь, по её мнению, стала её частью, рупором и маской.
Немного о январских рассветах.
«— Род человеческий — ерунда. Главное — не изменить самому себе.
— Но ведь Гитлер, к примеру, тоже себе не изменял.
— Верно. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра.»
Джон Фаулз. «The Magus ».
Одна из моих самым любимых книг.Эта цитата вдогонку ко вчерашним постам и комментариям, которые пытались мне доказать, что Любое Добро одинаково.
Попробую ещё раз.
Ответьте мне на вопрос: если ты творишь маленькое добро на очевидной стороне огромного зла — это добро или ловкая и очень нечистоплотная манипуляция с подменой главного смысла? Чудовищное зло устроило весь этот лютый пиздец, сотни тысяч смертей и фарш из миллионов (!) разрушенных жизней и судеб. Но тут появляется миленькое добрецо, переодетое нарядное феечкой — и аккуратненько так прячет за слащавой картинкой то, что зло натворило.
У человечества уже есть настолько убедительные исторические примеры, так визуально и красочно препарированные, что кокетничать про «помощь народу» в случае ебанувшегося государства — это, как изображать глухонемого и слепого, при идеальном слухе и зрении.
Фаулз очень точно говорит о «не осмелились принять сторону добра». О трагедии обычной человеческой трусости и ее чудовищной цене. Миллионы тех, кто изменил не с каким-то историческим смыслом, а себе. И все то горе, что сейчас происходит — это расплата за свой личный выбор.
Я недавно сцепилась с приятелем, обсуждая трагедию и дикое наказание для ребят, которых КС( Ксения Собчак), слила не моргнув глазом. И как омерзительно и очевидно выглядят все эти попытки убедить в своей непричастности к тому, что уничтожило целых три жизни. Жизни людей, которые ей доверяли.
Главный его (приятеля) аргумент звучал как: ну это же не она виновата, а сучий режим!
Меня рвануло. Ну как можно не понимать очевидных вещей.
Она же и есть этот режим.
Его рупор и легитимная, пропагандистская маска, чья роль — ежедневно обелять звериную морду в кровище.
Ловко подменять главное.
«Наши мальчики умирают» вместо честного «Убийцы заслуженно несут наказание.»
Добро, бл….ь.
Противостояние Ники Белоцерковской и Ксении Собчак — это не только история разрыва дружбы, но и символ более широкой трагедии выбора. Одни, как Ника, покидают страну и борются с режимом из-за границы, несмотря на риск потерь. Другие, как Собчак, остаются, пытаясь выживать и сохранять влияние внутри системы.
Но для Белоцерковской такой выбор неприемлем. Она убеждена, что любое «маленькое добро» на стороне «огромного зла» — это не добро, а манипуляция, прикрывающая чудовищные последствия.
История Ники Белоцерковской — пример того, как личные убеждения могут обернуться реальными последствиями: судебными преследованиями, потерей имущества, невозможностью вернуться на родину. Но для неё этот выбор остаётся единственно верным.
Ксения Собчак, напротив, демонстрирует прагматизм, который её критики называют цинизмом. Она остаётся в России, поддерживает инициативы, которые воспринимаются как сотрудничество с властью, и продолжает вести публичную жизнь.
Кто из них прав? Ответ на этот вопрос зависит от личных взглядов на добро, зло и цену компромиссов. Но их история показывает, как война меняет не только жизни, но и отношения, заставляя делать выборы, за которые приходится отвечать.