На первый взгляд это всего лишь банан, приклеенный скотчем к стене. Но благодаря итальянскому художнику Маурицио Каттелану эта простая композиция, названная *«Комик»*, стала культурным феноменом, вызвавшим бурные дискуссии и невероятный ажиотаж в мире искусства.
На недавнем аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке «Комик» был продан за рекордные 6,2 миллиона долларов. Победителем торгов стал китайский криптовалютный предприниматель Джастин Сан, который обошел шестерых конкурентов.
«Это не просто произведение искусства, это символ культурного феномена, связывающего миры искусства, мемов и криптовалют», — прокомментировал Сан.
Примечательно, что покупатель не получил сам банан, а только «сертификат подлинности», дающий право воссоздать инсталляцию самостоятельно.
Работы Каттелана всегда балансируют на грани провокации и философского размышления. Как отметил глава отдела современного искусства Sotheby’s Дэвид Гальперин, «Комик» ставит вопросы о том, что мы считаем искусством и как мы определяем его ценность.
Однако критики расходятся во мнениях. Одни видят в этом насмешку над капиталистическим миром коллекционирования, другие подчеркивают глубокий символизм.
Доцент Колумбийского университета Хлоя Купер Джонс видит в банане больше, чем шутку:
«Банан — это мощный символ глобальной торговли, эксплуатации и империализма. Если «Комик» заставляет людей задуматься о моральной стороне их повседневных действий, он становится значимым инструментом осмысления».
Впервые инсталляция Каттелана привлекла внимание в 2019 году на Art Basel, где была продана за 150 тысяч долларов. Тогда же она вызвала скандал: один из посетителей съел банан, утверждая, что это был перформанс, а не вандализм.
Недавний инцидент в Сеуле добавил еще больше абсурда. Южнокорейский студент, пропустивший завтрак, съел банан из инсталляции, а кожуру прилепил обратно. Вскоре новый банан заменил старый, подчеркивая временность объекта, но постоянство идеи.
Каттелан — не просто художник, а своего рода трикстер, провоцирующий общество задуматься о своих ценностях. Его банан — это одновременно насмешка над элитарностью искусства и зеркало, отражающее наши взгляды на мир.
Как бы абсурдно это ни казалось, «Комик» продолжает оставаться в центре обсуждений, демонстрируя, что границы искусства определяются не материалом, а тем, какие вопросы оно ставит перед обществом.